Трудоспособных больше, но ненамного
Автор исследования «Пенсионная реформа: предварительные результаты и оценка их влияния на экономическое положение старших возрастных групп населения» Алексей Кашепов обратил внимание, что в 2000-х на фоне роста экономики увеличивалась и доля пожилых. В 2018 году трудовой потенциал опустился до минимального за постсоветский период показателя — 81,4 миллиона человек против 90,2 в 2005-м. На тысячу трудоспособных россиян в 2019 году приходилось 804 человека нетрудоспособного возраста — детей и престарелых, а в 1989-м их было 755.
На деле же, считает автор статьи, расчеты Росстата по глобальному приросту трудоспособного населения не оправдались: в 2018-2021 годах — 83,2 миллиона человек против прежних 81,4. Незначительно упало и количество пенсионеров — с 46,5 миллиона человек в 2019 году до 44,7 миллиона к 2022-му.
Пенсии по-прежнему не дотягивают до Европы
«Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации», принятая в 2012 году, предусматривала, что к 2030 году средний размер пенсии должен был составить 2,5-3 прожиточных минимума. Однако в 2019-2021 годах это соотношение выросло лишь на 0,09 — с 1,57 до 1,66.
Материальное положение российских пенсионеров пока не в лучшую сторону отличается от международных стандартов. Конвенция № 102 Международной организации труда (МОТ), заключенная в 1952 году, устанавливает, что пенсия по старости не должна быть меньше 40 процентов утраченного заработка. В странах Европейского союза коэффициент замещения пенсией средней зарплаты значительно превышает требования МОТ. Европейский кодекс социального обеспечения, принятый в 1990 году, содержит нормативы:
- 50 процентов — для одинокого пенсионера;
- 65 процентов — для пенсионера, у которого есть иждивенцы.
Как следует из исследования, в России максимума в 35,2 процента этот показатель достиг в 2015 году, а после реформы сдал позиции ниже 30 процентов.
«Размер пенсии в реальном исчислении после 2018 года преодолел тенденцию сокращения, которое в 2015-2016 годах было вызвано первой волной санкционного кризиса, тем не менее по сравнению с прожиточным минимумом пенсионера и со средней заработной платой его рост совершенно недостаточен», — заключает Кашепов.
Хотя, конечно, все относительно. Если в 2018 году размер средней страховой пенсии по старости составлял около 14 тысяч рублей, то в 2023 году — больше 20 тысяч рублей.
«На сегодняшний день самое главное достижение этих преобразований — что средняя страховая пенсия по старости неработающих пенсионеров уже находится на уровне, который планировали достигнуть к 2024 году. Сегодня ее размер составляет около 22 тысяч рублей», — сказала ранее «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Светлана Бессараб.
Работать на заслуженном отдыхе стало невыгодно
Правила индексации пенсий работающим пенсионерам и другие условия их занятости изменились в 2016 году. Реформа внесла коррективы: в 2019-2022 годах продолживших работать на заслуженном отдыхе стало меньше на 12 процентов — 8,5 миллиона вместо 9,7.
«В социально-экономическом статусе работников в возрастном диапазоне 55-65 лет, на которых уже распространились новые нормы, произошло только одно изменение — невозможность совмещать официальную работу с получением индексированной пенсии, которое было доступно работникам предшествующих поколений», — делает вывод Алексей Кашепов.
По его мнению, «гибридная» бюджетно-страховая пенсионная система и после реформирования не обеспечивает пенсионерам доход, который не менее чем на 40 процентов заместил бы выпадающую зарплату. Нужно не менять формальные законодательные основы пенсионной системы, а признать ее бюджетный характер, а не страховой, считает автор исследования. Размер пенсий должен соотноситься с зарплатами работающих и доходами бизнеса, увеличиваться не разово, а на основе долгосрочной федеральной программы и с опережением инфляции, подытожил ученый.
Что важно помнить будущим пенсионерам
Пенсию по старости назначают при:
- достижении пенсионного возраста;
- наличии страхового стажа;
- получении нужного количества пенсионных коэффициентов.
В 2019 году требовалось не менее 10 лет стажа и 16,2 пенсионного коэффициента, в 2023-м — необходимо 14 лет стажа и 25,8 пенсионного коэффициента. В 2024-м — 15 лет и 28,2 соответственно.
Социальный фонд при подсчете стажа до 2002 года учитывает работу, подтвержденную записью в трудовой книжке или справкой о работе. После 2002-го этого мало. В зачет идет только время, когда работодатель отчислял страховые взносы в Пенсионный, а теперь в Соцфонд.
Принимают во внимание и нестраховые периоды:
- службу в армии;
- уход за ребенком до полутора лет;
- уход за престарелыми, инвалидами I группы;
- признания безработным и постановки на учет в службе занятости.